Малинки 2019

Andrew Kolpakov
6 min readFeb 9, 2020

Традиционный осенний поход. Если вкратце, то это примерно худший поход за всё время и примерно лучшие впечатления :-)

Одна особенность: когда мы делали выводы после похода, то у нас не было ни одного пункта, который можно было бы исправить или сделать лучше. Ничего не забыли, нигде не ошиблись и пр.

Вторая особенность: поход без воды. С собой взял 6 литров на троих. Это всё, что у нас было на два дня.

«Золотая осень» в конце сентября еще не наступает, надо ждать еще пару недель.

Фото до:

Фото после:

Сначала фоточки, а потом общие выводы и впечатления.

Рюкзак

Надо купить рюкзак на 100 литров и забыть про запихивание вещей внутрь. У меня формальные 70 литров, но если их забить до предела, влезает только 15 кг. Вроде бы старый рюкзак на 60 литров забивался до 20 кг.

Экономить надо всё-таки вес, а не объем. Кроксы, например, занимают много места, но весят не много.

Куртка

Температура +10, и довольно теплая «зимняя» куртка пришлась идеально. Не было какого-то явного провала в температуре, когда в футболке идти слишком холодно, а в куртке — слишком жарко. (Куртка на ходу расстегивается и запихивается под рюкзак, только руки остаются в рукавах.)

Футболка — хлопковая. Суммарно я считаю, что было удобнее, чем во флисках и всяких многослойных комбинациях. С ними я постоянно одеваюсь-раздеваюсь, а здесь было более-менее стабильно.

(Дождевик до кучи — тонкий декатлоновский, он промокает, но своё дело делает.)

Кроссовки

Как всегда, нормально. Парни шли в мембранных ботинках, я дискомфорта не ощутил. Скорее наоборот. И наконец-то я не стал надевать мембранные носки. И не надо их надевать. В этот раз ноги остались почти сухими. Но если мокрые — переодеваешься в кроксы и вот тебе комфорт.

Палатка

Впервые за долгое время спал в своей палатке, самой традиционной конструкции из двух дуг весом 3,1 км. Она стоила 990 рублей в 2008 году. А что, большая, но хорошая. Собирается-разбирается легко. Внутри комфорт, места достаточно. Если рюкзак засунуть внутрь и немного распереть стенку, еще удобнее становится.

Особенного желания заморачиваться с поиском лучшей палатки нет.

Спальник

Взял на -2. С виду все спальники одинаковые, но этот огромный и еле влезает в рюкзак. Но во время сна полная радость. Я снял одежду и не застегивал спальник целиком, скорее укрывался им. И очень хорошо спал. Если бы спальник был «холодноват», было бы не так хорошо.

Можно попробовать чуть более легкий, но спать сразу в одежде. Хотя… тут опять же, прибавка веса небольшая, прибавка объема — большая. Этот вопрос лучше решать размером рюкзака, а не вот этой вот комбинаторикой.

Пила

Цепную пилу пробовали в прошлый раз. Не работает :-), закусывает. В этот раз пробовали еще проволочную. Потенциал-то хороший, но вообще не работает, закусывает, пилить почти невозможно. Так что либо без инструмента вообще, либо Fiskars SW75 (удобный размер и вес и скорость работы), либо классическую ножовку.

Конкретно в этот раз дрова были такими, что им пила была не нужна. Но так бывает не всегда :-)

Вода

С собой взяли 6х1 литру. Литровые бутылки очень удобно запихиваются в рюкзак в сравнении с двухлитровыми. Теперь только так!

Тент

Можно не брать. В очередной раз взяли, чтобы обеспечить себе несколько сухих квадратных метров на случай дождя. Но в +10 холодно, рядом с костром тент не повесишь, а без костра сидя замерзнешь.

Машина

Все-таки машина — очень важный элемент хорошего похода. Наш маршрут был в 16 км от станции Шаховская. То есть, если идти от станции, то 32 км — это асфальтовый «подход к маршруту».

А так мы начинаем сразу в правильной точке. С удовольствием доезжаем. Очень радуемся, когда по возвращении видим машину на месте. Ну и дорога обратно, хоть и долгая, но приятная.

Еда

Канонический набор, который не надо исправлять или улучшать.

1. На завтрак овсянка Быстров (2 пакетика на человека, 80 граммов)
  2. На ужин рис или гречка с тушенкой (125 граммов крупы на человека, 1 банка на 2—3 человек)
  3. На обед доширак (60—80 граммов пачка), бородинский хлеб, колбаса докторская, варено-копченая, сырокопченая нарезанная. Взять с небольшим запасом.
  4. Чай, кофе 3-в-1 в изобилии
  5. Шоколад, вафли (лучше Рот-Фронт: Маринка, Артек и др.)
  6. Соль и сахар с собой брать

Всё. Улучшить нельзя.

Мытье посуды

У нас не было лишней воды, а кастрюля и кружка остались чистыми в конце похода. Как? :-)

Кипятишь воду. Доширак заливаешь в кружку. Ешь. Потом там же делаешь кофе 3-в-1. Почти чисто. Если нет, протереть туалетной бумагой.

Ужин. Варишь гречку в кастрюле. Ешь. (Если не из кастрюли, то набираешь себе в кружку.) Вытираешь туалетной бумагой сразу же. Заливаешь воду для чая или кофе. Разливаешь по кружкам. Все, почти чисто. Опять же, протереть туалетной бумагой. Утром всё то же самое с овсянкой — кипятишь в кастрюле, разливаешь по кружкам, потом пьешь кофе, потом вытираешь сразу же.

Посуда с собой

Кастрюля 2,5 литра точно достаточна для троих. Может даже для четверых. Еще нужна ложка и кружка хотя бы 0,5 литра, но можно побольше — для чая, кофе, доширака, овсянки, ну и может как тарелка для гречки. (Тарелка совсем не нужна!)

Можно взять побольше, 0,6 или 0,8. Но 0,5 хватает. Но это минимум.

Кроксы

Три года подряд я писал себе в выводах: «Надо брать тапочки для лагеря». В этот раз для них опять не нашлось места. А потом не нашлось и самих тапочек. Но потом я решительным усилием все-таки запихнул в рюкзак кроксы.

Но так как вечером первого дня мы пришли на ночевку с сухими ногами, то у меня совсем не было мотивации надевать тапочки. «Вот, — подумал я,— зря взял!»

Наступило утро. Надеваю вчерашние мокрые носки. Начинаю засовывать ногу в мокрый кроссовок. Стоп! У меня же есть кроксы!

Засунул сухую ногу в сухой крокс. Кайф! Так и ходил всё утро с безмерной радостью. Правда, когда я обнаружил клеща в нашей кастрюле, мы всё резко надели носки и засунули штаны в носки.

В общем, это были самые явные +1000 к походы за всю историю, ничто другое такой разницы еще не делало!

Беспорядок в лагере

Ночью был дождь, а почти все вещи мы оставили на улице. Я, во всяком случае. Кроме рюкзака. Ничего критичного, но простым решением было бы всё, кроме посуды, покидать обратно в рюкзак и затащить его в палатку.

Легкость бытия

В конце было ощущение — вот бы палатку арендовать и прям так сдать после похода сырую. Чтобы вернуться домой и не надо было ничего сушить.

Это что-то новое, раньше хотелось обязательно иметь свое, иначе ты лошара без своей экипировки.

По факту дольше всего сохнут кроссовки после стирки. Палатка просушилась за один день.

Клещ

Как писал, на утром в кастрюле обнаружил клеща. Зацепил его листочком, чтобы выбросить в костре, но он упал нам под ноги. Кажется, клещи всегда так делают.

Направление — Тверская область. Второй год подряд в конце сентября встречаем клещей. Что важно — в лесу на границе поля. Клещи живут очагами, поэтому думаю очень разумно вставать на ночевку в хвойном лесу подальше от поля и от дороги.