Поход 8—9 августа 2017, Мишеронский — Клязьма

Заброска на машине, старт в поселке Мишеронский. Сразу же попадаем в лес, и за два дня не встречаем ни асфальта, ни цивилизации. Ночевка на Клязьме. Маршрут в GPS, построен по обозначенным на карте тропам. По некоторым из них до сих пор ездят УАЗики, по другим 40 лет назад ездили лесники, но с тех пор они заросли или превратились в болота. Погода солнечная и умеренно жаркая, днем до +25, ночью около +15.

Фильтр для воды

На маршруте вообще нет воды, пригодной для питья. Только болота и, собственно, Клязьма. Человеческого жилья на маршруте нет, купить или попросить — не вариант.

Мы взяли с собой фильтр для воды — самый обычный бытовой кувшин Барьер за 300 рублей.

Звучит глупо, но мы очень довольны. Отфильтровали и прокипятили не менее 5—6 литров воды за 2 дня, в дополнение к взятым с собой 4,5 литрам. Существенная экономия в весе и польза для здоровья :-)

Слепни

Никогда раньше я не видел столько слепней: в некоторые моменты на каждом из нас сидело по 100 штук, и еще 100 летели в попытке присесть :-)

На всякий случай: комаров все знают, они прокалывают кожу и сосут кровь. Слепень размером с большую муху, он прокусывает кожу жвалами (мандибулами) и слизывает вытекающую кровь. Овод огромный, он не пьет кровь — он откладывает личинки в корову, которые потом мигрируют по организму, вырастают до 1,5 см, образуют свищевое отверстие и выходят наружу.

В отличие от комара, слепень не прокусывает сквозь одежду. Поэтому, при наличии экипировки (штаны, кофта с длинным рукавом и сетка на лицо) они досаждают только эстетически и успевают укусить в ладошки.

Поведение слепней

Комар работает круглосуточно. Спасение от него — ветер. На ветреных участках комаров нет.

Слепню ветер не помеха. Он любит жару и работает только днем. Утром, вечером и ночью слепней нет.

Для меня стало совершеннейшим открытием, что слепни облепляют тебя, когда ты идешь, но перестают тобой интересоваться на привале.

Как только начинаешь идти после привала — за тобой увязываются слепни, через 50 метров их 20, через 1 километр их уже 100.

Спустя 5—10 минут после остановки они исчезают. Сначала мы думали, что их пугает дым костра, но однажды решили проверить и просто остановиться. Они постепенно исчезли. И снова появились через несколько минут после того, как мы продолжили идти.

Очень странно.

«Нельзя убежать, но можно устоять».

Очень удобно (для мотивации), что слепни напрягают тебя во время нагрузки, но потом дают спокойно отдохнуть.

Одежда

В летний поход можно брать шорты и футболку. Но совершенно обязательно, чтобы при этом в рюкзаке лежали штаны, кофта с длинным рукавом и накомарник. Скорее всего, в этом комплекте и придется идти большую часть времени.

Вовсе не обязательно, что комары будут вечно, и весь поход станет борьбой с кровососущими насекомыми. Но точно будут места, где насекомых очень много, и где от них нужна защита.

И, конечно, в летний поход есть только одна опция — палатка. Никаких тентов. Этот урок я уже усвоил ранее :-)

Погода и время

Лето — это не просто сплошная жара 24 часа в сутки.

Лето разное, и на смену жаркому дню приходит долгий и свежий вечер, а на смену лунной ночи приходит раннее утро с росой, которая быстро исчезает под восходящим солнцем.

Мы как-то очень мудро использовали время. Конечно, все говорят про пользу раннего подъема. А мы легли в 1 час ночи, перед этим выпив по 2 кружки чаю и по 2 кружки кофе 3-в-1 (кружка = 375 мл) сверх норматива.

Это +1,5 литра жидкости для борьбы с обезвоживанием на следующий день. Без использования чистой воды, которую мы несем на себе. (И правда, на следующий день, несмотря на жару и кучу одежды и обильное потоотделение, всяких симптомов обезвоживания удалось избежать.)

Это долгое комфортное время без слепней и жары на красивом берегу Клязьмы. Физический и психологический отдых перед завтрашней работой.

И встали только после 8:20 утра, хотя солнце к этому моменту уже несколько часов как работало вовсю. Это было очень круто — отлично выспались, и к этому времени стало уже тепло, испарилась роса. Я просто вышел из палатки и продолжил приятное утро, не борясь ни с холодом, ни с росой и мокрым всем на свете. Палатки и спальники мы упаковали совершенно сухими, чего не получилось бы, если бы мы встали в 6 утра и двинулись в путь в 7.

Потом начались неизбежные трудности, к которым мы были готовы благодаря хорошему отдыху.

Главная мысль

Если бы в нашем походе не было ненавистных комаров и слепней, он бы сильно потерял в качестве, ширине и глубине впечатлений.

Если бы перед свежим вечером не было жаркого дня — мы бы не оценили свежесть этого вечера. Равно как мы не ценим по жизни те моменты, когда можно просто и спокойно сидеть, не отмахиваясь и ежесекундно не убивая комаров и слепней на теле.

Как-то так выглядит рецепт счастья. «Сложности» и «проблемы» должны чередоваться с периодами расслабления, отдыха и спокойствия.

Как будто человек так устроен, что вообще при любом раскладе он будет одинаково счастлив и будет радоваться отдыху и удаче только после труда и неудачи.

Но рецепт все-таки есть. Губителен постоянный уровень стресса. Если все 24 часа в сутки будут комары, слепни, жара и обезвоживание без передышки, и эти сутки идут нескончаемой чередой — то здесь счастья мало.

Если мы так устроились, что все 24 часа в сутки у нас абсолютный комфорт, и в жизни нет вообще никаких проблем — то мозг все равно будет расстраиваться и печалиться по поводу любой мельчайшей проблемы.

Мозгу нужна работа, ему нужен стресс и проблемы. И еще мозгу нужен отдых, спокойстие и счастье. Одно должно сменяться другим, в нужных дозах и нужной длительности.

Про инструменты

Джетбойл — вообще, хорошая штука. Развращает (потому, что работает как электрочайник), но удобно.

На фотоаппарат снимаешь больше, чем снял бы на мобильник.

Пила для вечернего костра — наверное лучше, чем мачете. Конечно, это всё баловство. Но если баловаться нужно для последующих очень длинных посиделок — то с пилой можно заготовить больше толстых поленьев.

Пилить надо уметь :-), потому что пилу постоянно зажимает. Иногда лежачий ствол нужно пилить сверху, иногда снизу. Чаще снизу.

Но по массе и реальной пользе — пила лучше, чем мачете :)

Кофе 3-в-1 в походах — просто отличная штука

Шоколад тает. А вот вафли Артек без шоколада зашли отлично!

Чай — отличная вещь. После Барьера вкус хороший.

Сахар и соль надо брать с собой в любой поход.

Тапочки в лагере — очень хорошая вещь для отдыха стоп от постоянных мокрых носков и грязи. Очень правильно. Тапочки + носки специально для сна. Я в этот раз (очередной) был без тапочек, и все хорошо, но с ними лучше.

Про полезные привычки

Запихивать рюкзак внутрь палатки (и иногда запихивать в него ноги) — это все-таки круто и удобно даже в маленькой палатке. Плюсы: его можно упереть в палатку и увеличить общий объем, свободный от скопившегося на внутренней стенке конденсата. Сам рюкзак не намокнет на улице, не надо искать для него место.

Сразу после того, как съели гречку с тушенкой, кастрюлю надо протереть туалетной бумагой. Она будет чистой и готовой к дальнейшему использованию. Иначе ее придется отмывать от жира в холодной воде с песком. (В этот раз прием не использовался.)

Про планирование маршрутов

Машина — это очень круто. Можно подъехать куда угодно. После финиша «лесной» части не надо пилить 5–10 км по асфальту до станции. И когда ты закончил поход — ты прямо мгновенно в машине, в комфорте, со свежей одеждой и пр. И все, поход закончен, здесь нет последнего этапа длительностью в 3–4 часа (и с максимальной усталостью) под названием «добраться домой».

8 часов общего времени передвижения и, наверное, не больше 6 часов ходьбы — это хороший норматив. Больше не надо, потому что по жизни столько не ходишь, всё равно все нужные места устанут. В длинном походе постепенно можно перейти на большее. В коротком походе любое геройство приводит к меньшему качеству впечатлений и большему времени восстановления.

Круговые маршруты — это, все-таки, хорошо. Как раз из-за машины. И в целом не скучно.

В будний день — очень круто. Во вторник утром туда, в среду вечером обратно, все без пробок. В выходные летом такой трюк не повторишь, всё простоишь в пробках.

Ночевка в красивом месте, а еще лучше — на реке — это очень классно :). Лучше идти по непримечательным местам и разбить лагерь в хорошем месте, чем наоборот.

Про роль походов в жизни

Походы — это не из той же серии, что и бег или лыжи. На лыжах можно без вопросов кататься всю зиму каждые выходные без исключений.

В походы нельзя ходить каждые выходные без исключений. Но ним нужно соскучиться. Можно ходить раз в сезон, чтобы напоминать себе о своей связи с природой и о благах цивилизации.

Хороший поход заканчивается с ощущением: «Все было отлично! Больше не хочу!», и мысль о том, что не нужно еще 1 раз ночевать в лесу внушает радость.

Поход — это редко, это не часто, даже если всего на 2 дня.

Краткие выводы:

1. Бытовой фильтр-кувшин для воды — это хорошо!