Andrew Kolpakov
8 min readFeb 27, 2019

Матвейцево-1 — однодневный зимний поход

6 января 2019, температура в течение дня от -6 до -11.

Первый секрет хорошего похода: выбирай шоссе, которое хорошо едет в Москву. Уезжай на 100—150 км от МКАД. Ищи тупиковую деревню и надейся, что там можно будет безопасно оставить машину. Иди.

Вот, что у нас получилось:

Первая часть по полям или по лесам с остатками тропинок. Очень жарко, кстати. Снимаешь и расстегиваешь всё, что можно, и всё равно есть желание идти в одном термобелье.

И в лесу, и на полях красиво и необычно. Такая зима, которую не чувствуешь в городе. Даже если бегаешь по лесу и катаешься на лыжах — все равно остаешься более отстраненным от природы, чем когда идешь пешком. Даже если это всего один день.

На несколько часов выглянуло солнышко, что сделало поход еще приятнее.

Вообще, зимой в лесу красивее всего!

Зима — это единственное время года, когда можно сходить в поход с сухими ногами! Только нужны ботинки, которые не сильно промокают, и обязательно нужны гамаши.

Для интереса я купил химические грелки для ног, но они совсем не пригодились. Даже в моих ботинках, у которых довольно холодная подошва, если «останешься на улице поболтать 15 минут после лыжного старта», здесь не было никаких проблем.

В принципе, зимой еще и комфортнее всего. Нет комаров, нет слепней. Нет грязи. Нет жары.

По температуре: общее состояние всегда было скорее жарко-потным. Холодно не было вообще. В -15 или -20 было бы комфортнее.

Всю дорогу (и весь костер) я прошел во флисовых перчатках. С собой были отдельно теплые варежки и отдельно водонепроницаемые верхонки, но до них дело не дошло.

Перчатки каждый раз промокали после контакта со снегом, но подсыхали на руках или у костра.

Скорость передвижения по снегу (по полю) — 2,5 км/ч.

Скорость по лесу по GPS — 2 км/ч.

Эффективная скорость по лесу — 1 км/ч. Если нужно пройти 1 км «обычного» леса насквозь, без тропинок — это 1 час.

В этом походе получилось очень познавательно. Трек был на 20 км. Почти уверены, что 20 не пройдем и придется либо срезать, либо возвращаться. Срезать предпочтительнее :-)

Дошли до того места, где уже пора срезать. На минутку стоит заметить, что карты врут. Есть просеки, которых нет на карте. Нет троп, которые есть на карте. И аэросъемка тоже вводит в заблуждение (на карте — тропа, на снимке — просветление, на деле — не особо проходимое русло ручья).

В итоге, пошли через лес по направлению, в надежде, что одна из следующих обозначенных троп окажется тропой. Из навигации — два телефона и часы с GPS. Компаса нет, бумажных карт нет.

Держать направление в лесу по телефону и по часам неудобно. Они сигнализируют только когда ты уже ушел на 20—30 метров мимо. И убедиться в том, что идешь мимо, можно только когда эта цифра увеличивается до 30—40 метров. (А 30—40 метров в лесу — это 1—2 минуты ходьбы.)

Понять, что у нас получилось, можно по треку в начале отчета :-).

Вывод: бумажные карты не нужны, а компас поможет даже при наличии GPS.

Кстати, за день осталось 80—90% заряда телефонов. В этом они более-менее надежны.

Еще один вывод (или гипотеза): если человека закинуть в центр кусочка леса размером 1х1 км без приборов, и если у него не будет других ориентиров направления (Солнца, Луны и пр.), то, вероятно, он никогда не выберется из леса.

Уже за 50 метров сбиваешься на столько, что можешь развернуться на 180 градусов. Свято веря, что идешь прямо. (Это можно понять по треку сверху. Помним, что такой трек получился при наличии трех GPS-приборов.)

Кстати, мы думали взять санки-волокуши, чтобы закрепить на них рюкзаки и идти налегке. Хорошо, что не взяли.

На полях они бы сильно тормозили в мягком снегу, а через лес мы бы вообще не прошли.

А если говорить про лыжи, то лыжи накладывают сильные ограничения на маршрут. На лыжах можно уверенно идти по сетке лыжней на севере от Москвы (Некрасовская, Габо, Морозки, Калистово, Ашукино и пр.). На широких лыжах наверное можно было бы идти сегодня по полям. Но через лес никак не пройдешь.

Для лыж желательно знать маршрут и планировать очень консервативно.

В лесу не было следов человека, но много следов другой живности: кабанов (очень много), лосей, зайцев. Кабаны много где изрыли снег.

В самом центре кабаньего леса нашли такую кучу лапника под елью.

Не понятно, или это кабан натаскал, или это охотник себе устроил лежбище в засаде. Судя по тому, что можно прочитать в интернете, всё-таки кабан. Место прям в лесу, в практической недоступности для людей. И, когда попадаешь, прямо чувствуешь, что здесь кабанья столица.

В тот момент, когда до машины было еще очень далеко, пришло осознание: закат где-то через час. А это значит, что не важно, сколько там еще идти до машины — пора начинать главную часть дня! Обед!

Во-первых, у нас была с собой лопата. Лопата — это хорошо. Расчистили площадку для костра и отдельно расчистили площадку для склада. В снегу легко что-то забыть или потерять. Особенно если это маленькие вещи. И особенно если собираться будем уже в темноте.

Поэтому площадка для склада была нужна, и мы ничего не потеряли.

Во-вторых, у меня с собой была ножовка и цепная пила. Ножовка давно себя зарекомендовала как самый эффективный инструмент. Особенно зимой, когда снег гасит энергию удара топора или мачете. (Вдобавок, ножовка хорошо помогает согреванию.)

С цепной пилой ситуация такая: теоретически она помогает распилить бревно быстрее, но:

1. Её долго приводить в боевое состояние и складывать обратно в коробочку. (И, скорее всего, она быстрее поржавеет/испортится. И она пачкается, потому что в масле.)
  2. Она постоянно запутывается или закусывает.
  3. Ей можно пилить только с очень большой интенсивностью — уже за 30 секунд успеваешь устать и вспотеть. Менее интенсивно пилить не получается — она застревает.

Общий вывод: отказать!

Обычная ножовка пока остается инструментом номер один. И хотя в лес можно вообще не брать пилу, лучше брать. Посмотрите на фото костра сверху. Без пилы такого не будет.

Переходим к еде.

На ужин — рис (280 грамм сухого продукта на двоих) и тушенка (1 банка из Вкусвилла — хорошая, кстати!). Получилось почти на полную кастрюлю 2,5 литра. На троих такой кастрюли уже будет маловато.

Воду делали из снега. Еловых веточек и прочего мусора было много, но в каше это нормально и даже изысканно.

А я еще принципиально хотел накипятить воды на 1 термос с собой. Про запас. (На старте у нас было 3 термоса по 1 литру.)

В итоге: Олег отказался пить, а я донес до машины и почти весь литр выпил уже в машине вместе с хлебом, мясом, пряниками и всем остальным, что осталось несъеденным. (Интересно, что по пути мы только пили чай, а ели только у костра.) Вкус хвои был очень сильным, но со мной все в порядке. Главное, чтобы в чае было побольше сахара.

(Да, сахар и соль нужны в каждом походе.)

Редко когда удается сделать своё «открытие» или «изобретение». Но, кажется, нашим «изобретением» стала идея брать с собой в поход бытовой фильтр для воды («Барьер» или аналогичный, с кувшином). Кажется дикой глупостью, но:

1. Стоит 300 рублей (вместо 10 000 за правильную систему MSR, которую надо подвешивать, с мягкими ёмкостями для воды).
  2. Кувшин неудобен в рюкзаке, зато поставил его на землю в любое место и сиди жди, пока профильтруется. Не нужно брать с собой другую лишнюю емкость. И зачерпнуть воду из реки легко.
  3. Даже зимой фильтр помог бы получить чистую воду без примесей и нейтральную на вкус.
  4. Летом вообще фильтр очень сильно расширяет возможности для прокладки маршрута. Почти любая вода становится пригодной для питья.

Напомню, что костер мы устроили тогда, когда до машины было еще очень далеко. Пришло время пройти это самое «далеко».

В лесу темно. Без фонаря ничего не видно.

Кстати, мы обсуждали фонари и требования к ним на трейлах (где нужны два фонаря с запасными батарейками, подходящими к каждому из них).

Кажется, что сейчас самое лучшее направление — это фонари на одной батарейке 18650. Напряжение 3,7 вольта, USB-зарядка, емкость 4000 мА*ч, хороший размер. В итоге на трейл возьмешь два небольших фонаря + 1 лишнюю батарейку. (Да что там говорить — ведь даже Тесла ездит на 7000 таких батареек!)

Так вот, в лесу без фонаря ничего не видно. А когда шастаешь зимой ночью по лесу с фонарем, попадаешь вообще в волшебный мир. Который в «обычной» жизни не видишь. Кайф жуткий.

И хорошо, что зимой световой день короткий, и что почти любой поход закончится шастаньем в темноте.

Возвращаясь к дороге: я уже писал выше, что скорость в лесу очень низкая, что прямо идти невозможно (завалы, кусты, поросль и пр.), и что мы надеялись, что «Ну вот уж хотя бы следующая отмеченная на карте тропа на самом деле будет тропой». Но нет, ни одна из них не была тропой. Зато мы уперлись в просеку, которая на одной из карт была отмечена, а на другой — совсем нет. По ней уже дошли до поля, до наших собственных следов, и до машины.

Времени было почти 22:00. Вышли чуть позже 10:00.

Очень удивительно было выйти на асфальт: оказывается, чтобы шагать, не надо поднимать ногу на полметра вверх :-)

Немного статистики:

— Маршрут 12,5 км по прямым

— Максимальное удаление от машины 5 км

— Обед — 3 часа 25 минут!

Вывод: зимой планировать маршрут не более 10 км. Даже так: зимой 5—10 км, осенью 15—20 км.

Как только запланируешь маршрут длиннее, сразу сваливаешься на большие дороги. Нет времени погулять по лесу, заблудиться, разведать что-то новое и пр.

Еще раз выводы:

1. В однодневный поход нужно идти в субботу. Выбирай шоссе, которое хорошо поедет в Москву в субботу вечером. Уезжай на 100—150 км от МКАД.
  2. Зима в лесу — самое красивое и самое лучшее время года. На втором месте — октябрь. Но попасть в зимний лес — это как попасть на другую планету. И только зимой можно сохранить ноги сухими.
  3. Зимой планируй маршрут на 5—10 км.
  4. Маршрут в телефоне — это прекрасно. Бумажную карту можешь ты не брать, но компас взять обязан.
  5. Цепная может быть быстрее, но геморройнее. Бери ножовку.
  6. Зимой тоже можно брать фильтр Барьер. Уж больно удобная штука.
  7. Зимой надо ходить в походы. Однодневный поход — тоже поход!